суббота, 15 октября 2011 г.

Подбросьте уголька. Новгородский бизнес снабжает мир продукцией высокого качества

фото с сайта: http://interenergoportal.ru/portal/2010/09/23/page/4/
В Новгородском регионе 3,5 тысяч малых и средних предприятий, 17,1 тысячи индивидуальных предпринимателей. В этой сфере экономики занято 25% работающего населения. Цифры на первый взгляд внушительны.
Однако ситуация с развитием малого бизнеса в регионе далеко не блестящая: среди 12 субъектов СЗФО Новгородчина занимает 8 место по числу малых и средних предприятий на 1000 человек и пятое — по количеству занятого в отрасли экономически активного населения. Доля малого бизнеса в ВРП- 12%, за два последних года она приросла всего на 0,2%. Сказываются многолетняя криминализация региона, административные барьеры, декларативная поддержка. Бюджетным рублем региональная власть стала системно поддерживать предпринимателей с 2008 года. В казне тогда нашли 10,7 миллиона рублей, а к ним из федерального бюджета привлекли 4,6.
Существенные финансовые вливания намечены и в 2011 году — больше 27 миллионов рублей, к которым, по прогнозам, добавятся 50 федеральных миллионов. Примечательно, в этом году региональная власть впервые сделала акцент на поддержке экспортно-ориентированного бизнеса. Малых предприятий, сумевших выйти на внешние рынки, в нашем регионе, по информации экономического комитета области, не более тридцати. На их поддержку запланировано 30 миллионов, то есть, теоретически каждая компания может получить 1 миллион бюджетных рублей. Зная, как эти миллионы пригодились бы и медицине, и культуре, задаешься вопросом: не станут деньги налогоплательщиков бесполезным горчичником на все еще тщедушном теле, замыкающем ряды Северо-Запада, новгородского малого бизнеса? Но, как только я познакомилась с одним из игроков внешнего рынка — экспериментальным химическим заводом,- эти мысли развеялись. Молодых, продвинутых людей, стремящихся к профессиональной самореализации, нацеленных на достойную жизнь и стремящихся создать её для своих работников, и надо поддерживать, чтобы они росли быстрее, обеспечивая работой большее количество людей.
Попасть в струю
Генеральный директор экспериментального химического завода Александр Фёдоров говорит, экспортерами их небольшая компания стала волей случая. Но тут же дополняет, что попасть на внешний рынок помог, чего не ожидали, в сущности, простой маркетинговый ход. Добротную и разноязыкую информацию о заводе, выпускаемом товаре, разместили в интернете. Потенциальным потребителям доходчиво рассказали, что завод выпускает активированный и сульфированный уголь, описали сферу их применения. Первый запрос на активированный уголь пришел из Китая. Сделка состоялась. Её успешность, как позже поняла команда Александра Фёдорова, измерялась не столько деньгами, сколько синергией с совершенно другой отраслью. После первой же экспортной операции новгородский завод «засветился», как потенциальный поставщик товара для атомной отрасли и завязал отношения с ЗАО «Атомпроектсройэкспорт» — ведущей инжиниринговой компанией ГК «Росатом». Она, как известно, строит объекты атомной энергетики за рубежом по двухсторонним межправительственным соглашениям или, выиграв тендер. Специалисты компании приезжали в Новгород, познакомились с технологией новгородских угольщиков, обследовали производство. После этого визита завод был внесен в реестр поставщиков активированного угля для АЭС.
Теперь уже первая партия угля готова. Александр Фёдоров и его команда знают, «Атомпроектстройэкспорт» направит её на АЭС Кудан- Кулам — основной объект российско-индийского сотрудничества в атомной энергетике. Новгородский завод должен поставить сюда 2 тысячи тонн угля, выработанного из специального сырья.
— Мы подписали контракт с Казахстаном на поставку 8 тысяч тонн абрикосовых и сливовых косточек. Только из этого сырья можно получить активированный уголь для атомщиков. Поставки сырья рассчитаны на весь год, и так же ритмично мы будем поставлять уголь, — рассказывает Александр Фёдоров.
А вообще планы на нынешний год у этой команды, ловко владеющей современными коммуникационными технологиями, весьма амбициозны, и направлены на диверсификацию бизнеса, на его упрочение, проще говоря. Команда менеджеров поставила себе задачу выйти на два самых растущих рынка — золотодобычи и фармацевтический. Ребята без особого труда выяснили, что современные технологии золотодобычи нуждаются в активированном угле на заключительном этапе, когда золотосодержащий грунт, растворённый в кислотах и цианидах, пропускают сквозь активированный уголь. Потом благородный металл десорбирует из насыщенного угля. Эта технология широко применяется во всем мире. Ну, а в фармацевтике это известная всем таблетка активированного угля. Это те ступеньки в бизнесе, что предстоит осилить. Но и сегодня портфель заказов на 2011 год сформирован, завод загружен, и объёмы производства вырастут на 50%.
В контакте с наукой
— Сегодня завод выпускает 30 видов активированного угля, которые применяются в атомной, пищевой, ликероводочной промышленности, при водоподготовке, в воздушных и водных фильтрах, кондиционерах, на крахмально-паточных предприятиях, для осветления вин, соков, локализации арома-выбросов и т.д. Всю свою номенклатуру мы осваивали, плотно работая с наукой, — рассказывает генеральный директор.
Первые контакты были с питерской наукой — Санкт- Петербургским государственным технологическим институтом, известной всем «техноложкой», студенты которой даже на практику на новгородский завод приезжали. Уголь для атомщиков осваивали с Нижегородским институтом Атомэнергопроект, и с поддержкой ученых ФГУП НПО «Неорганика». Чтобы войти на рынок угля для золотодобычи, новгородские химики нашли контакт с Иркутским НИИ благородных и редких металлов и алмазов, учёные которого помогают доработать качество активированного угля, необходимое для золотодобывающих производств. Умело наладили сотрудничество с отраслевыми институтами, как например, ВНИИ крахмалопродуктов. Этот контакт, как когда-то китайская поставка, вывела команду управленцев экспериментального химического завода на обширный рынок пищевой промышленности. Учёные чувствовали азарт и стремление ребят достичь цели, и потому помогали, поддерживали.
Да, в профильных научных институтах, конечно, знали потенциальных потребителей новгородского товара, и в известной степени помогали молодым и активным ребятам выйти на новые рынки. Настроенные на активную экспансию рынков, они и сами не сидели сложа руки и тщательно мониторили рынки, просто «жили» в интернете, на профильных сайтах российских и иностранных компаний.
Игра по внятным правилам
Успешности бизнеса помогает оптимальная логистика. Сырье для производства компания закупает на обогатительной фабрике в Подмосковье. Здесь, как известно, обогащают уголь разных бассейнов — Кузбасса, Воркуты, Ростовской области и т.д. Производства находится в Новгородском районе, близ федеральной трассы Москва — Петербург и ОЖД. Этим же путем поставляется и экзотическое в нашем понимании сырье — фруктовые косточки. А на заводе и каменный уголь, и фруктовые косточки, пройдя химическую или парогазовую обработку, становятся активированным углём. Сфера его применения, как оказалась, просто обширна. А первый свой товар компания пыталась предложить ликероводочной промышленности. И что удивительно, через посредников новгородский уголь использовали известные компании, как «Тигода», «Аланский спиртзавод Изумруд», но на новгородский завод «Алкон» пробиться так и не удалось.
Немало шишек набили заводские управленцы, пытаясь наладить поставки товара Петербургскому водоканалу.
— Пробную партию активированного угля для водоподготовки водоканал передал учёным на экспертизу. Вскоре получил заключение: новгородский уголь по скорости реакции работает быстрее импортного. Все хорошо? Да, ничего подобного! Руководство водоканала обвинило нас в подкупе учёных, которых мы в глаза не видели,- рассказывает Александр Фёдоров.
Вот так жизнь утвердила новгородских химиков во мнении: на российском рынке слишком много субъективизма, инерции привычки, да и просто тотального недоверия к новому поставщику, хоть он и расшибается в лепешку со своим качеством!
У ребят ещё до китайской сделки, с первых шагов был опыт работы на внешнем рынке. Уголь шёл в страны Балтии, Беларусь, Казахстан, Украину, и даже Северную Корею. Словом, у компании была возможность убедиться: с внешним рынком работать легче. Тут свои вполне понятные правила: если компания без сбоев поставляет качественный товар с конкурентной ценой, его будут брать, не мучаясь комплексом недоверия к неизвестному поставщику. Так экспортные поставки стали доминировать в бизнесе предприятия.
Всё началось с дебиторки
Удивительная штука бизнес. Ведь прежде надо «заболеть» бизнес-идеей, выносить её, выверить, а уж потом делать первые шаги. Любопытно, что никто из команды Александра Фёдорова не вынашивал, не лелеял бизнес идею о производстве активированного угля. Идея уже вместе с углем, и даже оборудованием досталась ребятам от ... дебитора. За окнами был 2004 год, все сегодняшние учредители экспериментального химического завода работали в созданной ими торговой компании, зная, что именно в этой сфере самая высокая оборачиваемость капитала, и здесь можно нажить деньги на стартап в производственном бизнесе. Продавали метизы и аккумуляторы, причём, новгородский регион, экономику которого узурпировал криминал, обходили стороной.
Однажды в должниках оказалось нижегородское предприятие. Переговоры были долгими, в конце — концов, сошлись на том, что нижегородцы отдают новгородцам оборудование для производства активированного угля по цене лома. Должнику оно досталось от обанкротившегося завода, выпускавшего уголь и противогазы для ВПК. В структуре завода прежде работал и должник. Обрадовавшись, что дело решилось миром, он так расщедрился, что отдал новгородцам клиентскую базу банкрота, а в довесок — 10 тонн готового угля.
Новгородским торговцам ничего не оставалось, как погрузились в новый вид бизнес, переворачивая интернет и обсуждая варианты создания производства. Благо, у ребят сразу было понимание: без серьёзной поддержки науки можно дилетантски погубить бизнес.
Кто же они такие, эта сплочённая, толковая команда, которой словно провидение указывает путь? Создателями, учредителями и торгового бизнеса, и экспериментального химического завода стали три однокурсника физико- технического факультета НовГу, три инженера- конструктора и троё их друзей. В 2004 году они сбросились по 2 тысячи рублей — больше ни у кого не было, и зарегистрировали торговое предприятие. И вот уже седьмой год они вместе на удивление знакомым, знающим немало примеров, когда партнёры по бизнесу становятся злейшими врагами, не могут поделить прибыли, разбегаются и враждуют. У новгородских угольщиков этого не случилось, потому что они одного рода- племени, одного возраста, друзья, наконец. Есть ещё одно предположение.
В бизнес они пришли вовсе не неоперившимися студентами. Каждый из учредителей завода, успел после НовГу поработать на каком-нибудь новгородском предприятии. Что обидно, и о чём они сами говорят откровенно, никому из них не удалось в наёмных работниках реализовать профессиональные навыки. А, значит, каждый день стал похож на другой, как телеграфные столбы в поле, и жизнь казалась «безнадёгой.ру». Короче, жизнь поставила молодых инженеров и их друзей постарше перед выбором: либо «плыть по течению», либо, начать бизнес, учтя все плюсы и минусы, с которыми сталкивались на предприятиях.
Менеджеры с лопатами и SKYPE
А начинали угольный бизнес так: 6 учредителей стали к печи, смесителям, работали с реактивами. Техпроцесс доверить было ещё некому, да и как его поручать кому-то, если сами не вникли в дело? К вечеру с трудом отмывались от угольной пыли, подшучивая друг над другом. Но зато поняли — угольное производство синекурой никак не назовешь. Так, что зарплата на заводе, где сегодня работают 63 человека, в том числе 11 менеджеров, абсолютно адекватна, вдвое выше средней по региону.
У управленческой команды завода свой стиль работы. Например, они считают чистым расточительством тратить деньги и время на командировки, чтобы вести разговор с партнерами, поставщиками, учёными " глаза в глаза" в век айфонов, асек, мейла, скайпа, интернета и т.д.
— Мы заключаем договоры, скрепляя их электронными печатью и подписью, и посылаем потребителям, поставщикам электронной почтой, факсами. Причем, такова схема работы на внутреннем и внешнем рынках. Мобильность — правило нашего бизнеса, — говорит Александр Фёдоров.
Мобильность — это только одна сторона медали, вторая — сокращение избыточных расходов, оптимизация бизнеса. Ведь завод-экспортёр все ещё не может себе позволить новое оборудование — это для него еще слишком большие затраты. Однако и комплексов, что обновлять производство придется за счёт тех, кто не выжил не этом рынке, тут тоже никто не испытывает. Но крепко верят, что когда-нибудь их успешный бизнес будет крепко стоять на ногах.
Разговор о гипотетическом миллионе Александра Фёдорова не «зацепил».
— Я бы предпочел сначала получить деньги, а потом рассуждать, куда их потратить. Впрочем, наше предприятие уже получало бюджетную поддержку — нам субсидировали процентную ставку по кредиту, что, конечно, было хорошим подспорьем. И теперь, если получим, используем деньги с умом,- рассуждает генеральный директор.
Он ещё раньше растолковал мне, что вся прибыль от производства капитализируется в его же развитие. На развитие сделала ставку вся команда управленцев, а ведь они ребята настырные, так, что бюджетные рубли, можно быть уверенным, не пропадут зря.

Комментариев нет:

Отправить комментарий