суббота, 29 октября 2011 г.

Индийский штат Гоа

Индийский штат Гоа — длинные и чистые песчанные пляжи, низкие цены, богатая природа, обилие экзотических фруктов и морепродуктов, легких наркотиков и легенд о приездах сюда The Beatles для духовного просветления. Рай для хиппи, да и просто приятное место, для того, чтобы провести тут несколько недель или месяцев зимой... но не только...



Чepнaя paбoта


Едкий дым нaд зeмлeй, кoпoть и yгoльнaя пыль нa лицax людeй, нa тpaвe, нa стeнax xижин. Пoсeлeниe yглeжoгoв — кaк чepнaя дыpa в джyнгляx пoпyляpнoгo сpeди туристов индийского штата Гоа. Сeзoнныe paбoчиe дoбывaют здeсь пepвoбытным спoсoбoм дpeвeсный yгoль.

текст: Гpигopий Кyбaтьян
фото: Сepгей Maксимишин



Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
01. Оптовый склад угля в городе Маргао, штат Гоа. Отсюда уголь развозят потребителям — на кухни ресторанов и кузницы. Грузчиками здесь работают гастарбайтеры из штата Раджастан (столица — город Джайпур) на северо-западе Индии, за 2 долара в день


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
02. Для получения угля древесина должна шесть дней тлеть без доступа кислорода. Время от времени на поверхности тлеющих "курганов" появляются языки пламени, которые нужно немедленно гасить. Для этого возле "холмов" устанавливается круглосуточное дежурство


Молчаливый мужчина, орудуя длинной палкой с крюком на конце, ворошит черный дымящийся холм, вытаскивает из образовавшейся дыры горячие угли и сбрасывает на землю. Рядом с ним на корточках сидит женщина. Она заботливо, как ребенка, поливает каждый уголек водой из тазика и откладывает в сторону. На ее руках металлические браслеты, в ушах серьги, а в яркие цвета ее платья навечно вплела свои узоры угольно-черная грязь.

Этoт кyсoк джyнглeй нa вoстoкe штaтa Гоа, нeдaлeкo oт дepeвни Бeтopa, пpинaдлeжит Анaнy Сaлeлькepy. 38-лeтний Анaн yнaслeдoвaл нeскoлькo гeктapoв зeмли oт свoeгo oтцa. Здeсь paстyт xлeбныe дepeвья, мaнгo, кoкoсoвыe пaльмы. Вoсeмь лeт нaзaд зeмлeвлaдeлeц peшил нaчaть пpoизвoдствo yгля.

Пo всeмy штaтy Aнaн скyпaeт нeнyжнyю сыpyю дpeвeсинy, пpивoзит ee нa свoeм гpyзoвичкe нa дeлянкy. Нa сaxapнoй фaбpикe пo сoсeдствy oн пoкyпaeт мeшки из-пoд сaxapa, фaсyeт в ниx гoтoвый yгoль и oтпpaвляeт нa пpoдaжy. Eгo oснoвныe клиeнты — кyзницы, a тaкжe peстopaны и чaстныe xoзяйствa, кoтopым нyжeн yгoль для тpaдициoнныx индийскиx пeчeк-тaндypи и мoдныx eвpoпeйскиx бapбeкю.

В штaтe Гоа paбoтaют нeскoлькo дeсяткoв yгoльныx пpeдпpиятий, нo, нeсмoтpя нa этo, yгля нe xвaтaeт. Пoчти тpи чeтвepти пpoдaвaeмoгo здeсь yгля пpивoзят из сoсeдниx штaтoв Maxapaштpa и Kapнaтaкa — тaм бoльшe дpeвeсины и бoльшe paбoчиx pyк.

Но в Гоа больше всего спрос на уголь, ведь это самый богатый штат во всей стране. Уровень доходов на душу населения в бывшей португальской колонии превышает средний по Индии чуть ли не втрое. Неудивительно, что сюда едут зарабатывать из соседних регионов. Сегодня каждый третий житель Гоа — гастарбайтер.

Делянка Анана — не исключение, здесь тоже работают приезжие из соседнего штата, малообразованные крестьяне с темными лицами, готовые к самому тяжелому труду. Они приезжают сюда с женами и детьми на сезонную работу, с ноября по май. Летом в Гоа наступает сезон дождей, работа прекращается и гастарбайтеры едут домой.

В их штате за такую работу платят 80 рупий в день (примерно полтора доллара), а в Гоа удается зарабатывать в два раза больше. Престижным это ремесло не назовешь, ниже на социальной лестнице стоят лишь «переносчики грузов на головах», дорожные рабочие и землекопы.

Углежжение — совсем не простое занятие. Чтобы получить качественный древесный уголь и не испортить дорогую древесину, нужно многое знать и уметь. Сначала рабочие складывают так называемую «батти» — печку-пирамиду из дров. Толстые дрова вниз, сверху палки потоньше, внутри остается пространство. Сверху ее накрывают травой или листьями, чтобы внутрь не попадал воздух, и засыпают землей. Из десяти тонн дров получается холм высотой пять метров. Суеверные индусы не зажигают огонь, пока не наступит удачный день по астрологическому календарю. Чтобы получить благословение на работу, они молятся местному божеству Ракандару, подносят к его изображению фрукты и масляный светильник. Потом деревянную пирамиду поджигают изнутри при помощи длинной палки с фитилем, смоченным в керосине, замуровывают и оставляют дрова тлеть внутри.


Черная работа - производство древесного угля в индийском штате Гоа
03. Процесс постройки «кургана» — мудреное дело, которым руководит бригадир. В готовый курган вводят бамбуковый шест с горящей паклей. Когда горение становится устойчивым, канал засыпают песком


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
04.


В печке происходит процесс, который называется по-научному «пиролиз» - разложение древесины при высокой температуре без доступа кислорода. Температура внутри дровяного холма поднимается до 300-400 градусов. В результате такого тления и образуется древесный уголь, который горит без пламени и выделяет больше жара, чем обычные дрова.

В Европе и России таким способом добывали уголь триста лет назад, а сегодня профессия углежога вообще вымерла. В джунглях индийского штата Гоа — это путешествие во времени.

Через несколько дней тления в печи протыкают отверстия, чтобы выпустить пар от оставшейся в дровах влаги. Пар выходит, и дыры снова затыкают палками и травой. Круглые сутки углежоги дежурят возле своих
печей: следят, чтобы отводные отверстия не расширялись, чтобы в них не попадал воздух и не разгоралось пламя, а вспыхнувший огонь тут же заливают водой. Ведь из-за малейшего недосмотра дрова сгорят и вместо угля получится зола.

С ужариванием дров холм оседает. Время от времени рабочие поколачивают печь палками, чтобы дрова просаживались на прогоревшие места, заполняя пустоты. Пройдет примерно три недели, пока дыры опустятся до уровня земли. Это значит, что печку можно разбирать и раскладывать уголь по мешкам.

С каждой тонны древесины получается от 200 до 300 килограммов угля, в зависимости от породы дерева, размера дров и качества работы углежогов. Часть поленьев так и не становится углем — недожженные чурбаки пойдут на строительство новой печки.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
05. Финальная стадия технологического процесса — упаковка. Уголь расфасовывают в мешки из-под сахара. Перед использованием их тщательно вытряхивают. Собранного таким образом сахара вполне хватает для нужд всей бригады.


В бригаде карнатакских рабочих всего 11 человек. Их 40-летний бригадир Лакшимонд Шанкар Шивапа — непререкаемый авторитет для всех углежогов, ведь он даже по запаху дыма может оценить, равномерно ли горит печь. Его жена не работает с углем. Она как привилегированная особа занимается домашним хозяйством и детьми — мажет их разными кремами и покрикивает на других женщин делянки. Ее мать, доброжелательная трудолюбивая женщина, первая работница в лагере. По соседству работают четыре брата жены бригадира со своими женами и детьми.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
06. Старшая из женщин семейства углежогов с помощью бамбуковой трубки разжигает домашний очаг


Мужчины спят на улице, женщины с детьми — в хижинах. Вместо мебели там все те же сахарные мешки, которые заменяют и кровати, и шкафы. Углежоги хранят в мешках одежду и свои скудные пожитки.

Они работают всю неделю, кроме среды, потому что по средам в близлежащем городке Понда базарный день. В этот день можно купить продукты на всю неделю: муку, рис, овощи. Сахар же углежоги не покупают — его всегда можно найти на дне мешков.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
07. Вода — самая большая проблема углежогов. Хозяин фабрики привозит воду в пластиковых контейнерах и требует строжайшей экономии. В свободное время углежоги роют колодец, но в успехе они не уверены


Но больше всего им не хватает воды. Хотя хозяин привозит ее в пластиковых бочках, хватает только чтобы пить, а на мытье и стирку почти не остается. Поэтому грязь и пыль намертво въелись в одежду и кожу рабочих и их детей.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
08. Умывание — бессмысленная процедура. Уже через час дети углежогов снова становятся черными.


Дети играют здесь же. На чумазых шеях каждый ребенок носит цепочку с английской булавкой, чтобы доставать занозы из голых ступней. Девочки постарше заботятся о самых маленьких, но иногда просто привязывают их к хижинам, чтобы те не бегали без присмотра и не наступили случайно на змею или скорпиона, иногда встречающихся в сырых дровах. Сами юные нимфы садятся в тени и мажут лица кремами, чтобы сделать свою кожу белее. Ведь светлая кожа считается в Индии признаком красоты и высокого социального положения. Поэтому большинство звезд индийского кино светлокожи.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
09. Индийские девочки-подростки несколько раз в день пудрят лицо специальным порошком, от которого, как они считают, кожа белеет


Однако в кино углежоги не ходят, да и телевизора на их делянке нет. У них есть старенький проигрыватель компакт-дисков и один на всех мобильный телефон. Иногда после работы усталые углежоги собираются вокруг него и слушают записанную на телефоне музыку.

Мужчины все время жуют «тамбаку» — листья бетеля с табаком и известью — и длинно сплевывают. Формально бетель считается наркотиком и запрещен законом,в городе полицейские могут даже выписать штраф в 500 рупий. Но на практике это редко случается, ведь иначе пришлось бы штрафовать чуть ли не каждого второго.


Черная работа — производство древесного угля в индийском штате Гоа
10. Визит фотографа из России — большое событие для семьи углежогов. Специально для того, чтобы сфотографироваться, девочки впервые в жизни надевают сари


35-летний Пакир Пакия — единственный из углежогов, который знает несколько слов на английском языке. Вместе с ним мы едем в сельскую администрацию, где местный фельдшер мистер Марата готов помочь расспросить Пакира о жизни.

Маленький и сморщенный Пакир сидит на стуле в углу, и почти на все вопросы у него один ответ — утвердительное покачивание головой и скромная улыбка, которая обнажает красные от бетеля зубы. Если Пакир не может ответить «да», он начинает стесняться.

Пакир — из самой низшей касты далитов, людей, которых раньше называли «неприкасаемыми» и не пускали даже в храмы, где молились люди из высших каст. В Индии к этой категории людей относится практически каждый четвертый. Многие из них каждый год покидают свои деревни в поисках заработка. В лучшем случае они находят грошовую работу, в худшем — пополняют армию уличных бродяг и попрошаек. Так и Пакир. Он начал работать на лесозаготовках в соседнем штате Карнатака, когда ему было десять лет. Последнее время он приезжает на заработки в относительно богатый по индийским меркам штат Гоа.

У него двое детей, мальчик и девочка, и больная жена, которая с трудом делает самую простую работу. Поэтому Пакир не знает, сможет ли один
прокормить детей, а ведь еще нужно покупать одежду, оплачивать дорожные расходы и скопить хоть немного денег к праздникам.

Выслушав историю Пакира, весельчак фельдшер огорчается — и настаивает, чтобы тот пришел в ближайшую пятницу на медосмотр вместе со всей семьей. Это бесплатно. Так индийское правительство заботится о бедных гражданах, открывая для них сельские клиники и школы. Но углежоги, живущие в нищете, часто просто не слышали об этих возможностях.

Только один вопрос на прощание, Пакир. Кем вы хотите, чтобы стал ваш сын? «Банкиром, — не задумываясь отвечает углежог. — Это бы здорово поправило финансовое положение семьи».

1 комментарий: