вторник, 29 ноября 2011 г.

Восстание углежогов

В 1810 году Демидов продал Бисертский завод коллежскому асессору Зеленцову. Однако в 1833 году заводом снова овладел демидовский потомок - Алексей Петрович. В это время на рентабельности завода уже начала весьма сильно сказываться техническая отсталость предприятия. Чтобы поддержать заводы, а главным образом обеспечить себе средства для привычного широкого образа жизни, Демидов заложил в опекунском совете все свое горнозаводское имение, и получил заем в 500 тысяч рублей. Заводы попали в ведение 1810 год
опекунского управления.
Сохранившиеся разрозненные данные о рождаемости и смертности среди жителей Бисертского поселка дают некоторое представление об условиях труда и быта работников завода.
Известно, например, что в 1868 году в Бисерти родилось 124 мужчины и 133 женщины. Умерли в этом году 101 мужнина и 93 женщины. В 1875 году родилось 240, а умерло 345 человек.
Характерно, что мужчин, которые преимущественно работали на заводе умирало намного больше, чем женщин. Особенно косила смерть детей и молодежь. В 1868 году умерло "молодых лет"
101, а в 1875 году 235 человек - около 2/3 всех умерших за эти годы.
В это время уральская металлургия начала ощущать конкуренцию технически более совершенной металлургией юга, которая находилась ближе к потребителю, работала на минеральном топливе и имела возможность вместо сплава и гужевого транспорта пользоваться железными дорогами. Крайне болезненно отразилась на работе всей уральской горнозаводской промышленности, а в частности и Бисертского завода, отмена крепостного права в 1861 году. Сразу же вслед за этим событием последовал такой отлив вырвавшихся из крепостной кабалы рабочих, что выработка обезлюдевшего Бисертского завода скатилась со 104 т.пудов в 1861 году до 45 тысяч в 1862 году и понадобилось больше трех лет, чтобы она вернулась к прежнему уровню. Ни заем, ни опека не помогли Демидову поставить завод "на ноги". В конце 1873 года их перекупил за 800 тысяч рублей петербуржец коллежский асессор Г.М.Пермикин. Хотя новому владельцу и разрешили растянуть выплату долгов на 37 лет, но сделка оказывается неудачной из-за недостатка оборотных средств и, будучи человеком, безукоризненно честным, Г.М.Пермикин распродает свое имущество для покрытия долгов. 1876 год, 21 октября - Указ дворянской опеки о взятии в опекунское  Управление Бисертского завода Г.Пермикина и о назначении опекуном графа М.М.Степбек. Завод не имел средств даже для расчета рабочих. 1878 год, 10 сентября -Повеление императора об отсрочке уплаты долгов по заводам Г.Пермикина в сумме 241.659 руб. 28 коп. 1879 год, 21 августа - Завод перешел в ведение опекунского управления и был вспомогательным для Ревдинского завода.

Система двойного хозяйствования давала заводчикам возможность драть со всех людей по две шкуры и как с заводских рабочих, занятых на производстве по 14-16 часов в сутки, и как с крестьян, обеспечивающих потребность завода в гужевом транспорте. В особо трудных условиях оказывались значительные группы рабочих, занятых выжиганием угля, для доменного производства. Это и послужило причиной крупных волнений, охвативших в 1841 году Ревдинских углежогов, которых поддер- жали также рабочие Сергинского и Бисертского заводов.
В Ревде имелись две доменные печи. Для их работы требовалось ежесуточно от 33 до 50 двадцати пятипудовых коробов древесного угля. Всю эту массу топлива заготовляли углежоги, которые
рубили лес топорами, подвозили его лошадьми, затем пережигали в куренных печах и вывозили готовый уголь на завод собствен-ными лошадьми.
Углежоги находились на той работе с ноября по апрель - 150 дней в году. На все это время они отрывались от семей и хозяйства, жили в лесных землянках в грязи и голоде.
Расчет с углежогами производился раз в год. Причем их труд так оплачивали, что забрав вперед провиант для прокорма при работе в лесу, углежог после расчета оставался подчас еще должен конторе. Да и могло ли быть иначе, если учесть, что заводчики и их подручные находили возможность сверх двух шкур рабочей и крестьянской - сдирать с подчиненных им людей еще и третью шкуру - потребительскую.
По данным "Пермских губернских ведомостей" четверть ржавой муки стоила в 1840 году 4 рубля, а годовой заработок рабочего составлял 5-7 рублей.
Волнения углежогов продлилось целую неделю - с 7 по 14 апреля 1841 года. Восставшие выделили из своей среды энергичных и способных вожаков: Дрягина, Щукина, Козырина и других. Они составляли и распространяли среди рабочих Ревдинского, Бисертского, Билимбаевского, Н-Сергинского и других заводов "подметные письма", в которых звали их на помощь восставшим.
Однако 14 числа в Ревду вступили две роты солдат, присланных властями по требованию заводчиков. Они жестоко расправились с восставшими рабочими. Восстание углежогов оставило глубокий след в памяти рабочих Бисертского завода, что отразилось во многих песнях и преданиях, которые до сих пор поют и расска-зывают здешние старожилы.
По мере того, как население прибывало, стали ограничивать крестьянское землепользование. Для этого земельные наделы отводились не каждому крестьянину в отдельности, а всему
обществу в целом. В этом случае увеличение населения сказы-валось лишь на уменьшении земельного надела, падающего на ревизскую душу. А заводчику только этого и нужно было, так как у малоземельного крестьянина не оставалось иного выхода, как искать приработка на заводе.
Обычно "сельское общество" выбирало на сходе уполномоченных, которые и определяли кому из сельских хозяев, где и сколько нарезать земли. В число уполномоченных попадали, как правило, наиболее зажиточные крестьяне, располагавшие материальными средствами, влиянием и сплоченностью для воздействия на сельский сход. Эти крестьяне использовали обычно свое поло-жение, чтобы отрезать себе лучшие земли. А так как землю отрезали сразу десятидворке, то вытеснение маломощных
хозяйств на худшие земли продолжалось и в дальнейшем. Это способствовало тому, что большая часть крестьян попадала в зависимость от заводов. А для того, чтобы крестьяне не рвались на вольные земли, земский начальник 6-го участка Красноуфимского уезда Пермской губернии предписывал Бисертскому волостному управлению:
"Объявить крестьянам на первом предстоящем сходе, о чем также вывесить объявление в волости на видном месте, что в Иркутской губернии и в Забайкальской области заработков для пришлого населения нет".Такая система землепользования сохранилась вплоть до реформы Столыпина, в 1910 году, последствием которой явилось, что разорение бедняцкой и середняцкой части сельского населения пошло усиленными темпами. Заводской промысел стал для них основным источником существования, а сельское хозяйство приобретало подсобный характер и все больше отступало на задний план.1810 год

 В условиях длительного застоя, в которые попали уральские завода, здесь появился избыток рабочей силы. Нередко случалось тогда, что заводские работы разбирали по жребию, или рабочих делили на две партии, которые работали по две недели в месяц попеременно. Получался своего рода замкнутый круг: лишившиеся постоянного заработка на заводе рабочие с еще большей силой цеплялись за небольшой клочок собственной земли, за огород, обеспечивавший его семью овощами, за сенокос, кормивший его корову и лошадь. А это, в свою очередь, приводило к тому, что рабочий соглашался на самые низкие заработки, лишь бы не уйти с завода, не потерять верной "гарантии" от голодной смерти - собственного подсобного хозяйства.
Избыток людей, привычных к заводской работе, способствовал тому, что в Бисерти получили значительное развитие кустарные промыслы, связанные с переработкой железа. Лошадей, работавших на извозе, надо было ковать, а возки ремонтировать. Необходимые для этого поделки поставляли кустари. Стараясь "для себя", они впрягали в работу всех членов семьи независимо от пола и возраста. Работая по 15-16 часов в сутки, им с трудом хватало себе на пропитание, но в жестокой конкуренции друг с другом поставляли металлические изделия по гораздо более дешевым ценам, чем их мог бы произвести завод в своих мастерских.1810 год

Особенное развитие получило в Бисерти кустарное производство гвоздей. По рекам Чигишан и Мельничной имелось более десятка гвоздарных мастерских, которые использовали силу воды на молотах. Мелкими "шпикарники" гвоздями Бисерть прославилась на весь Урал.
1862г прорвало плотину вымыло ниже нее глубокую яму, снесло 2 дома.

Первый храм в Бисертском поселении построен деревянный во имя Рождества Христова и освящен 1788г. В 1854г. был освящен новый храм, тоже деревянный, но одно престольный просторный, высокий в два света, но 1864г сгорел. Колокола растопились, а утварь и иконы спасли. В 1897г. построен каменный храм. Стоимость того храма обошлась в 31 107руб 84 коп. 1898 увеличен на один ярус иконостас, наложена на него резьба, вызолочен и покрашен синий его цвета в белый. 1899 сооружен благовестный колокол в 100пуд. 1908-09г перештукатурен снаружи и исправлена штукатурка внутри.

Комментариев нет:

Отправить комментарий